В 19 веке огромную популярность получили деревянные расписные предметы быта. Чаще всего этот народный промысел ассоциируется с двумя местами в Нижегородской области — селом Хохлома и Городце. Сегодня существует целое музейное собрание творчества хохломы и городца, в нем довольно много экспонатов. Все они выполнены из дерева и расписаны в соответствии с канонами хохломской и городецкой росписи соответственно.
Дерево всегда было популярным материалом для изготовления предметов быта и кухонной утвари. Традиции художественной обработки деревянных материалов складывались по-разному в разных уголках страны. В Нижегородской области этот народный промысел особенно популярен. Искусные мастера росписи по дереву жили в Городце и Хохломе. И хоть населённые пункты находились всего лишь в нескольких десятках километров друг от друга, каждый из видов росписи имеет свои особенности и отличия. Поэтому два эти виды художественной обработки дерева имеют довольно мало общего.
Хохломскую роспись сделала популярной деревянная посуда. Ведь чаще всего именно такие изделия продавались на различных ярмарках и рынках. Это довольно практичные изделия, которые и сегодня используют для работы на кухне или просто в качестве элемента декора. Красивые и лаконичное формы, а также обилие растительных мотивов делают хохломскую роспись необычайно колоритной и яркой. Благодаря специальной технологии обработки дерева и нанесения узоров хохломская роспись имитирует роспись золотом. Но в отличие от всех других технологий в данном случае драгоценный металл не используется вообще.
Технология предполагает нанесение специального глянцевого грунта, который в сочетании с порошком алюминия и дает такой яркий и насыщенный золотой цвет. Лишь после закалки при высокой температуре изделия приобретают конечный вид. Также благодаря температурной обработке удаётся придать лаку особую прочность, защитить роспись от всех ударов и повреждений в процессе использования.
Городецкая роспись чаще всего появлялась не на посуде, а на других предметах обихода. Например, мастера часто носили узоры на шкатулки, сундуки и украшения. К тому же, для городецкой росписи является привычным изображение различных сцен чаепития, а также известных событий и традиций. Часто используются изображение различных животных, особенно лошадей. Здесь мастера привыкли использовать необычные образы, а также яркие краски для визуализации своей виртуозной техники росписи. Хохломская роспись появилось раньше городецкой, обрела популярность практически сразу благодаря участию в различных международных выставках.
Сегодня довольно не много образцов посуды 19 века сохранились в первозданном виде. Однако некоторые из них можно увидеть в Музее хохломской росписи, а также в музее в Сергиевом Посаде.
Сохранившиеся до наших дней хохломские изделия обычно датируются 1930 годом. Объясняется это особенным всплеском активности хохломских мастеров ввиду того, что они объединялись в корпоративные товарищество и совместно работали над производством изделий. В основном такие товарищества занимались разработкой и выпуском традиционных хохломских изделий. Это была посуда обычной формы с виртуальными узорами на ней. И лишь в Семёнове находилась артель, которая специализировалась на производстве куда более сложных изделий. Здесь изготавливали деревянные вазы, а также ковши. На изделия наносилась традиционная хохломская роспись с привычными для нее яркими цветами. Обычно изделия продавались за границу.
В тридцатые годы XX века хохломские мастера в основном работали над созданием новых экспериментальных изделий. Они вносили разнообразие в растительный орнамент, добавляли новые элементы к росписи. В то время в основном мастера работали для обеспечения местных музеев свежими произведениями искусства. Также представлялись работы для выставочных экспозиций. Множество хохломских изделий в то время было использовано для украшения различных общественных помещений. Помимо этого параллельно изготавливались хохломские изделия в виде декоративной посуды из дерева, фарфора и даже стекла.
Есть в местных музеях хохломского искусства и довольно необычные произведения. В частности это относится к росписи мебели образцов тридцатых годов. Дело в том, что для хохломы в основном традиционными считаются красный, зелёный, а также черный и золотой цвета. Но в данной экспозиции есть изделия с белым и даже серебристым фоном. Это и есть экспериментальный образец хохломских мастеров того времени.
Во второй половине XX века основным центром производства хохломских изделий становится город Семёнов. Там появляется множество объединений и картелей, где мастера работают над созданием новых хохломских изделий. Здесь в основном производятся заготовки с хохломскими узорами для дальнейшей поставки их на различные всероссийские и международные художественные выставки.
Подобным богатства музейных экспонатов отличается и городецкая роспись. Музейная коллекция городецкой росписи содержит в себе образцы, по которым можно проследить различные этапы развития данного искусства.
История появления городецкой росписи связана с небольшим торговым селом под названием Городец. Местные жители и жители близлежащих сел изготавливали различную посуду на продажу. В скором времени посуду начали расписывать, что послужило стартом для развития данного направления искусства.