Существует две версии появления такого народного промысла, как хохлома. Первая версия гласит о том, что в лесах Заволжья жили старообрядцы, которые расписывали деревянную посуду под золото.
В те времена представители “старой” веры были в гонениях. Поэтому они укрывались в небольших деревнях и селах. Большинство из них были невероятно талантливы, ведь в прошлом они расписывались иконы и делали книжную миниатюру. Свои таланты можно было использовать и для росписи дерева, что они активно делали. После этого передавали свои умения местному населению.
К появлению расписной посуды привело слияние двух направлений. Доподлинно известно, что жители Хохломы и близлежащих сел были отличными токарями. Своё искусство они передавали из поколения в поколение. Могли делать красивую посуду и различные предметы быта. В то же время старообрядцы были отличными мастерами своего дела — умели писать иконы, познакомили местное население с каллиграфией, а также научили делать растительный орнамент на своих заготовках.
То есть к появлению хохломской росписи как варианта народного промысла привело слияние двух направлений — живописной культуры и искусства обработки деревянных заготовок.
Однако существует и другая версия появления хохломы. Согласно ей, начали расписывать посуду местные жители еще до появления в этих местах старообрядцев. В нескольких селах и в селе Семеновском делали красивую деревянную посуду, которую окрашивали с помощью оловянного порошка. Считается, что использование этой технологии привело к появлению золотой хохломы в будущем.
В еще одном предании про хохлому речь идет о жившем в столице мастере-иконописце, которого очень любил сам царь. Занимался он этим ремеслом сначала в Москве, но радости это не приносило. Затем он забрался в нижегородские леса и стал там расписывать разные предметы быта и посуду. Такая роспись была понятна простым людям, любима ими. Так и появились согласно преданию первые хохломские изделия. Мастер прятался в одном из нижегородских сел от преследований царя.
Такое положение дел не устраивало разгневанного царя, он приказал солдатам доставить беглеца в Москву. Но царские посланники успели увидеть горящую ярким пламенем избу, в которой жил мастер. А вот мастера так и не удалось найти, ни живого, ни мертвого.
Эта часть истории довольно не точная. А вот дальше порядок развития событий историкам известен. Данные довольно точные.
Волжский торговый маршрут был расположен вблизи одной из самых крупных в России ярмарок — Макарьевской ярмарки: это сыграло определенную роль в развитии народного искусства. Про народный промысел нижегородских мастеров обычно говорили: «товар их легок, чист, крепок и светел», благодаря этому спрос на такой товар на ярмарке был отличным. Село Хохлома, которое дало название для народного промысла, стало площадкой для торговли хохломской посудой. Местные жители на земле практически не работали, они производили посуду, что и стало основным источником дохода селян.
Ближе к началу 19 века к промыслу нижегородских мастеров стали относится более серьезно, этому способствовала мода на «русский стиль». Буквально пару крупных выставок в самых больших городах России, и вот уже промысел настолько популярен, что каждое хохломское изделие вырастает в цене. Была выставка и в Париже в 1889 году, там хохломская продукция стала обладателем Гран-при, спрос на народный промысел вырос в разы.
Хохломской промысел развивался настолько бурно, что незадолго после выставок появилось множество скупщиков расписных изделий. Такие скупщики обычно отдавали предпочтение дешевому товару, качество их интересовало в последнюю очередь. Для противодействия появлению некачественной продукции в Семенове была организована специальная Инструкторская школа. Затем для сохранения хохломского искусства и передачи техники росписи деревянных изделий была создана Школа художественной обработки дерева.
Именно создание специальной художественной школы стало причиной сохранения хохломской росписи.Поскольку в не самые легкие года хохломское искусство могло исчезнуть, пропал бы труд целых десятилетий. Но профессиональные учителя школы не только имели возможность сохранить промысел, но и развивали это искусство. Благодаря чему уже в скором времени хохлома выходит на новый уровень развития.
Для сохранения хохломского народного промысла было важно, чтобы после революции этот вид искусства поддержала Советская власть. К счастью, семёновская школа получила поддержку властей. В то время в творчество мастеров не особо вмешивались, поэтому юные мастера художественной школы, а также её выпускники постоянно дополняли роспись новыми элементами, и таким образом развивали свое искусство.
После революции популярности “русского стиля” не падает. Именно это является причиной столь большой загруженности Художественной школы в Семенове. Ведь её студенты постоянно работают над созданием качественной продукции для экспорта.
Благодаря насыщенной жизни в центре зарождения хохломы ее развитие не прекращается после войны. В эти годы был создан специальный Музей художественных изделий хохломы. А также появилось несколько артелей, объединение “Кустарь-художник”. Все эти организации занимались развитием хохломского искусства на территории Нижегородской области.
Война внесла свои коррективы в работу хохломских мастеров. Множество из них были вынуждены уйти на фронт и так и не вернулись. Их ремеслом теперь занимались женщины, которые тоже имели отношения к производству хохломских изделий еще до войны. Это не помешало развивать искусство, ведь уже в пятидесятых годах XX века хохломская роспись приобретает более сложный и насыщенный характер. Изделия кажутся более яркими и красочными. Послевоенные годы ознаменовались бурными развитием хохломского искусства, ведь в шестьдесят четвертом году появляется специальная Творческая лаборатория.
Хохломские изделия покоряли международные выставки неоднократно. Уже в девяностые годы изделия с хохломскими узорами побывали на выставках в Монреале, Париже и Москве. Везде судьи оценивали роспись высшими баллами. Также в девяностые годы производство хохломских изделий пополняется ещё одним вариантом деревянной игрушки — начинают изготавливать куклы-матрёшки.
В двадцать первом веке хохломские узоры остаются такими же популярными, как и много веков назад. Семёнов теперь официально является центром Золотой хохломы, её столицей. Ежегодно проводятся в Семёнове международные фестивали, где можно купить разную продукцию с золотыми узорами.
Стоит знать историю появления этого древнего народного промысла, уважать хохлому. Именно это народное творчество отражает всё богатство русской культуры, природы, и души человека, создавшего ее.